ТЕХНИКИ НАМЕРЕНИЯ Создание определенного настроя в бодрствующем состоянии с целью переноса его в состояние сна используется уже более тысячи лет для достижения осознанности тибетскими буддистами. Происхождение этих техник окутано пеленой прошедших веков. Говорят, что они происходят из учений мастера по имени Лавапа из Ургьена в Афганистане и были перенесены в Тибет Падмасамбхавой, основателем тибетского буддизма, в восьмом столетии. Тибетские учения передавались из поколения в поколение вплоть до нынешних времен, когда на Западе появилась «Йога состояния сна» — манускрипт, впервые составленный в шестнадцатом веке и переведенный в 1935 году, в котором излагаются несколько техник «постижения природы состояния сна» (т. е. осознанных сновидений)5. Большинство тибетских техник тесным образом связаны с отработанными навыками созерцания. Они включают, например, сложные визуализации санскритских букв в многолепестковых лотосах, одновременно с концентрацией и выполнением специальных дыхательных упражнений. Возможно, в будущем, когда тысячи людей достигнут высокого мастерства в онейронавтике, представляемой в данной книге, мы сможем научиться большему у наших тибетских предшественников. Техника 1: Техника силы намерения Для начинающих сновидцев больше всего подходит тибетская техника, именуемая «постижение с помощью силы намерения», которая заключается в «решимости поддерживать непрерывный поток сознания» в состояниях как бодрствования, так и сна. В нее входит как дневная, так и ночная практика. 1. Дневная практика В течение дня «в любых условиях» непрерывно думайте о том, что «все окружающее суть элементы сна» (то есть, ваши ощущения — это плод вашего воображения), и намеревайтесь понять их истинную природу. 2. Ночная практика Вечером, перед сном, примите «твердое решение» постичь состояние сна — то есть, понять, что это не реальность, а сон. Дополнительное упражнение: попросите своего гуру помочь вам уловить состояние сна. Это для большинства людей не обязательно и может быть заменено чем-то еще. Если вы имеете гуру, то вперед — просите. Если его нет, но вы используете молитву, то помолитесь как обычно. Можете также использовать символическое изображение, которое для вас ассоциируется с осознанным сновидением. Если у вас нет гуру и вы не имеете обыкновения молиться, то либо пропустите эту инструкцию, либо придумайте что-нибудь свое. Комментарий: Поскольку обычно нам снится то, с чем мы имели дело недавно, то велика вероятность, что проведя достаточно времени с мыслью, что «все вокруг есть элементы сна», днем, вы, в конце концов, с этой же мыслью вы столкнетесь и во сне. Техника 2: Техника намерения 1. Примите решение осознать, что вы спите В ранние утренние часы или во время пробуждения в конце периода сна четко и уверенно выразите свое намерение помнить, что вы должны осознать состояние сна. 2. Представьте себя осознающим сон Представьте себе возможно ярче, что вы во сне в такой ситуации, которая обычно вызывает у вас чувство, будто вы спите. Используйте для визуализации семь наиболее характерных или приятных вам признаков сна. 3. Вообразите, как вы совершаете во сне запланированное действие Помимо мысленного повторения процесса осознания сновидения, примите решение выполнить в сновидении какое-нибудь конкретное действие. Лучше всего выбрать действие, являющееся, само по себе, признаком сна. Например, вообразите, как вы во сне взлетели и после этого поняли, что спите. Важно здесь именно твердо решить, что следующим шагом вы осознаете, что спите. Комментарий: Конкретное действие следует запланировать потому, что иногда человек, забывая о необходимости осознания себя во сне, помнит, какое действие он должен в нем совершить. В этом случае выполнение задуманного действия дает ему дополнительный толчок: «Это то, что я хотел сделать во сне: значит, я сплю!» Планируемое действие должно быть признаком сна, т. к. в этом случае вы с большей вероятностью осознаете, что спите.